ВАХХАБИЗМ И САЛАФИЗМ – ДВА НАЗВАНИЯ ОДНОГО ТЕЧЕНИЯ

«Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его раб и Его посланник». На протяжении веков эти слова служили основой мусульманского единства перед лицом различных религиозных обычаев. Но в 1740 году богослов по имени Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1702-1792) совершил поразительный разрыв с консенсусом, заявив, что некоторые религиозные обычаи были непростительным проявлением идолопоклонства. Его несогласие вызвало споры, которые с тех пор разделяют мусульман.

Ибн Абд аль-Ваххаб утверждал, что мусульмане забыли истинное значение фразы «нет бога, кроме Аллаха». Поэтому он чувствовал себя обязанным призвать к очищению религиозной жизни, которая, по его словам, впала в то самое идолопоклонническое «духовное невежество», с которым Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) боролся в свое время.

На практике же вероучение Ибн Абд аль-Ваххаба подразумевало отлучение собратьев-мусульман. Арабский термин, обозначающий отлучение от веры – «такфир», стал известен на во всем мире из-за его связи с экстремистским насилием, совершаемым «Исламским государством» или ДАИШ (организация, запрещенная на территории РК) в Ираке и Сирии, теологи которого широко опираются на доктрину ваххабитов. Критики Ибн Абд аль-Ваххаба обвиняли его в безрассудном и незаконном отлучении мусульман от веры.

В свое время Ибн Абд аль-Ваххаб приступил к миссии по ликвидации идолопоклоннических обычаев и т.д. Поначалу он выполнял свою миссию, обращаясь в свою веру, в соответствии с традиционным мусульманским путём призыва к истинной вере. По большей части другие религиозные учёные осудили его. Его критики придумали термин «ваххабит», чтобы маргинализировать его послание как ложное представление о заблудшем деревенском проповеднике. Конечно, он отверг ярлык ваххабитов и настаивал на том, что возрождает истинный монотеизм ислама.

Ваххабизм характеризуется отказом от критических подходов к исламской традиции. Как мистические подходы, так и исторические интерпретации вызывают презрение. Они утверждают, что Коран и хадисы, интерпретируемые в соответствии с прецедентами благочестивых предков (ас-салаф ас-салих), предлагают мусульманам наиболее высшую форму руководства.

Являясь строго возрожденческим движением, ваххабизм стремится к «исламизации обществ», что влечет за собой формулирование современного образа жизни в соответствии с условиями Аравии седьмого века путем «возврата к истокам», «истинный смысл» которых, как утверждают ваххабиты, был утерян после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Современные ваххабиты обычно называют себя «салафитами», то есть мусульманами, посвятившими себя возрождению исконных исламских верований и обычаев. Ведь слово «ваххабит» напоминает противоречивую доктрину, появившуюся в 1700-х годах, поэтому кажется, что это недавнее изобретение. Тогда как слово «салафит» напоминает первоначальную мусульманскую общину – салаф означает «предки».

Разобрать термины салафит и ваххабит сложно, но все сводится к теологии и праву. Они разделяют одно и то же определение монотеизма, которое стремится очистить богослужение и осуждают шиизм, суфизм и так далее. Однако салафиты считают, что ваххабиты заблуждаются, когда дело касается исламского права. Разногласия проистекают из принадлежности ваххабизма к ханбализму, одному из четырех исторических правовых традиций суннитского ислама.

Салафиты отвергают принадлежность к какой-либо юридической школе на том основании, что они отражают историческое развитие, произошедшее намного позже первого мусульманского поколения. Разногласия по поводу исламского права не мешают сотрудничеству ради распространения салафитско-ваххабитской теологии.

В этих движениях также распространено мировоззрение, которое разделяет различные аспекты жизни – семью, работу, досуг – и классифицирует все в соответствии с оппозицией между харамом (запрещенным) и халяльным (разрешенным). Все, чего еще не существовало или не произошло во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), является нововведением и, следовательно, харамом.

Ислам в том виде, в каком он существовал во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), особенно во время его пребывания в Медину, идеализирован, функционируя как «эпическое прошлое» и золотой стандарт для жизни в настоящем.

Сегодня идет намеренная подмена понятий, смешение смыслов. С некоторых пор появились утверждения, будто «ваххабиты» и «салафиты» – это два разных течения, и что «салафиты» лучше, чем «ваххабиты». Но это еще одно заблуждение, от которого нужно избавляться.

В ходе распространения идеологии данного течения в нашей стране резко проявились различия между исторически сформировавшимся, местным «традиционным исламом», и самим ваххабизмом. С одной стороны, это спровоцировало конфликт между ними.

Ваххабиты заявляют, что подчиняются правителю, но они например, не желают подчиняться Духовному управлению мусульман Казахстана. Своими спорами и необоснованной критикой ваххабиты вносят смуту среди мусульман. Они всячески дистанцируются от общества, мотивируя это невежеством казахов в Исламе и дурным влиянием их на умы истинно верующих. Не подчиняются законам и не участвуют в мероприятиях и праздниках, принятых у нас, препятствуют общению своих жен и детей с родственниками, хоронят мусульман, не соблюдая традиций (например, не сообщают родственникам) и т.д.

Учитывая все вышеизложенное, мы видим что идеология, так и само течение как ваххабизм является очень опасным для нашего общества. В этом случае образование в области религии и особенно ислама в традиционном контексте для нашего народа имеет решающее значение для подрыва привлекательности таких течений.

Ислам КАЮПОВ,

Главный имам мечети «Жәрімбет» города Байконур,

Член РИПГ