В нашей религии леность ассоциируется с намазом, потому что намаз – это самая трудная из ежедневных обязанностей, которые должен выполнять мусульманин, так как он должен совершаться каждый день, в обязательном порядке. Здесь интересно отметить, что тот, кто ленив в своем намазе, будет ленив в других актах поклонения, а тот, кто не ленив в своем намазе, не будет ленив и в других аспектах своей жизни.
Лень – это настоящая (духовная) болезнь – даже не часто признаваемая таковой – и поэтому она из самых распространенных, эффективных уловок шайтана. Ислам призывает мусульман не потакать своей лености, а бороться с ней, поскольку это одно из самых плохих человеческих качеств. В борьбе против отрицательных качеств праведники всегда прибегали к помощи и поддержке Творца, обращаясь к нему посредством ду‘а.
В Исламе лень считают недостатком, его не приемлют предписания и ценности Ислама, ведь леность может стать серьезным препятствием для мусульманина на пути к Творцу. Господь даровал мусульманину одну из самых великих ценностей – время, а леность заставляет человека забыть о ценности времени, препятствует полноценному поклонению Господу, создавая угрозу для истинной веры.
Поскольку поддаваться лени означает не что иное, как идти на поводу у собственных желаний, то можно с полной уверенностью говорить, что леность является одной из хитрых уловок шайтана, который имеет в своем арсенале массу способов сводить с правильного пути верующих.
Испытание неохотою – это первое испытание, которому подвергается мусульманин, когда наступает новый день. Все мы с утра испытываем сомнения, когда приходится вставать с уютной кровати и начинать тахарат (омовение) и совершать намаз. Именно поэтому утренний тахарат – это одно из самых эффективных способов победить лень.
Мусульманин всегда должен следовать примеру сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который, будучи человеком не ленивым, времени впустую не тратил, и вся история его жизни является тому очевидным доказательством. И все-таки, в надежде защититься от пагубного влияния лени, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Всевышнему и с этим ду‘а от лени. Помимо этого, ду‘а, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), обращался к Аллаху с просьбами защитить его от бремени долгов и скупости, от малодушия и трусости, от притеснении, печалей и тревог. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), искал у Всевышнего прибежища, в котором можно укрыться от прихотей и презренных черт, от скупости и трусости, от беспомощности. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) просил у своего Господа милости быть активным и бодрым, просил защиты от неудач и лени.
Важно понимать и признавать, что привычка лениться была приобретена нами не сразу, а в результате систематического образа жизни. Лениться удобно и приятно, таким образом мы избавляем себя от физических нагрузок и труда. Но если мы задумаемся о том, сколького мы лишаемся из-за своей лени, то нам станет понятно, как много в жизни мы можем приобрести, если отучим сами себя лениться.
Всегда держите перед собой примеры из жизни знаменитых людей ислама, великих лидеров в истории, духовных учителей и наставников, ученых, которые сумели многого достичь именно потому, что никогда не поддавались лени. В первую очередь вспоминайте пример самого Пророка Мухамада (да благословит его Аллах и приветствует), который являлся примером для всех мусульман.
Нужно не забывать, что сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) часто повторял обращаясь к Всевышнему, и прося у Него защиты: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от беспокойства и грусти, слабости и лени, скупости и малодушия, бремени долгов и от притеснения людей». Этот хадис приводит имам ал-Бухари.
Ислам – это религия, которая призывает к активности и действию и борется с ленью и прокрастинацией (склонность человека к постоянному откладыванию дел на потом, даже если они важны и требуют срочного внимания).
Ученые ислама говорят: «Идеальным средством от прокрастинации является воспитание крепкой веры в духе наших благочестивых предшественников. До принятия ислама они были людьми, не имевшими никакого представления о человеческих достижениях, но как только они столкнулись с вдохновляющим посланием Священного Корана, они наполнились энергией и полностью преобразились; они стряхнули с себя самодовольство и стали выдающимися исполнителями и преуспевающими людьми. К чему бы они ни прикасались, все заново менялось благодаря их динамичной вере».
Так говорит Коран об их вере: «Разве тот, кто был мёртвым [пребывал в погибельном неверии] и затем Мы оживили его (Верой) и дали ему свет [сделали его последователем Пророка], с которым [со светом] он идёт среди людей, как тот [подобен тому], кто по своему примеру (пребывает) во мраке [в невежестве, заблуждении,…] и не (может) выйти из него?». Сура «Аль-Ан’ам», аят 122.
Таким образом, средством борьбы с ленью и прокрастинацией является взращивание такой динамичной веры. Кроме того, всегда держите перед собой примеры из жизни знаменитых людей, духовных учителей и наставников, ученых, которые сумели многого достичь именно потому, что никогда не поддавались лени. В первую очередь вспоминайте пример Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который являлся примером мусульманина, незнакомого с самим понятием лени.
Да убережет нас Аллах от нерадивости, безделья, малодушия и слабости! Да наделит он нас свойствами тех, кем Он доволен! Аминь!
Ислам КАЮПОВ,
Главный имам мечети «Жәрімбет»
города Байконур,
Член РИПГ