ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ – КАК ОГРАДА ОТ ДЕСТРУКТИВНЫХ ТЕЧЕНИЙ

В каждый живший на земле народ Всевышний отправлял пророков и посланцев, и давал им ясные руководства. С писаниями Господа пророки увещевали людей и предостерегали их от различных заблуждений. Встав на истинный путь человечетво вновь впадало в пучину заблуждении и грехов. Последним пророком стал Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Описывая его миссию Всевышний говорит: «Мы отправили тебя только как милость для миров» (Сура Анбийа, аят 107).

Коран стал последним руководством для всего человечества до Судного дня. Коран часто повторяет, что человеку необходимо благодарить Всевышнего за все блага, которые Он ему даровал. Самым великим благом для человека является – прямой путь. Именно об этом благе верующему необходимо просить Всевышнего неустанно. Ведь именно нахождение человека на прямом пути – является гарантией того, что войдет райскую обитель. По этой причине постоянная мольба о прямой стезе является частью самой важной суры, прозванной «Уммуль Китаб». Сура Фатиха, аят 1-7.

К сожалению, после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) умма мусульман оказалась в том же положений, что и прежние общины. Политические и военные распри, ошибочные трактовки священных тестов и излишний догматизм привели к разладу среди мусульман, в свою очередь приведшие к различным конфликтам, которые продолжаются и по сей день. В известном хадисе, где Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о том, что его община разделиться на различные течения, он дал описание группы6 которая будет на прямом пути. Это люди общины т.е. большинства и следовавшие его пути т.е. сунне. Позже учеными был сформулирован термин «Ахли Сунна уаль Джамаат». Ученые Ислама единодушно уверены в том, что именно этот путь является прямым в Исламе.

И мы хорошо знаем, что казахский народ с момента принятия Ислама придерживается именно пути «Ахли Сунна уаль Джамаат» основанного на трудах имама Абу Ханифы и имама Матуриди. Долгие века Ислам жил и гармонично развивался по всех просторах Великой степи. Ученые казахских земель не только глубоко придерживались канонов Ислама, но и сами внесли большой труд в развитие Исламских наук. Кауам ад-дин аль-Иткани аль-Фараби (1286-1357), Хусамуддин ас-Сыганаки (1240-1310), Хибатулла ат-Тарази (1272-1333) позже Абай Кунанбаев (1845-1904), Шакарим Кудайбердиев(1858-1931) и Машхур Жусуп Копеев (1858-1931) оставили ярчайший след на пути распространения Ислама.  

Обретение Независимости – стало пределом мечтаний для многих наших предков. Именно Независимость позволила нам заново открыто воссоединиться со своей исконной религией. Народ начал заново возраждать и развивать свою культуру, язык и религию. Несмотря на различные трудности и беды казахский народ сумел сохранить свою идентичность и самобытность. Задачей для нынешнего поколения является сохранение духовных ценностей. В век глобализации сложность данной задачи особенно усложняеться.

Распростронение различных деструктивных религиозных идей стало новым вызовом для общества. Радикализм основанный на искаженном пониманий религий стал причиной политической и экономической отсталости во многих странах. Человек подвязанный к идеям деструктивных течений слепо верит в свои пагубные идеи и перестает слышать все призывы к рациональному размышлению и сопоставлению религиозных текстов.

 Возвращение наших сограждан в лоно Традиционного Ислама требует различных комплексных мер. Большое значение в этой работе занимает привильное донесение и разъяснение духовных ценностей казахского народа. Противопоставление религий и традиций народа – является действенной уловкой деструктивных течений.

В истинности Ислам никогда не перечеркивал традиции и самобытность какого-либо народа. В Коране Всевышний говорит: «О люди! Воистину, Мы сотворили вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. Воистину, самый почетный из вас перед Аллахом – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий». Сура Хужурат, аят 13.

Всевышний Аллах сообщает людям, что все они произошли из одной души, а из нее Он сделал пару и это Адам и Хавва (Ева). От них Аллах произвел народы, которые образованы от племен, последние в свою очередь имеют свои составляющие. Все они произошли от Адама и Хаввы (Евы), мир им, и в равной степени разделяют эту почесть. Но они отличаются своим отношением к религии, а именно: к поклонению Аллаху и следованию за Его Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). После того как Аллах запретил злословие за спинами других и унижение друг друга, Он говорит, что все они равны в своем происхождении. «О люди! Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга», чтобы они узнавали друг друга по своему национальному или племенному происхождению. Ученый Муджахид прокомментировал слова: «чтобы вы узнавали друг друга» что, такой-то, сын такого-то, из племени такого-то». Слова «Поистине самый почитаемый среди вас перед Аллахом – богобоязненный», это значит, что перед Аллахом человек может заслужить почет только благодаря своей богобоязненности, а не происхождению. На эту тему есть немало хадисов. Имам Бухари сообщает от Абу Хурайры, что, когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, кто является самым благородным из людей, он ответил: «Почитаемый из них перед Аллахом, богобоязненный из них». Люди сказали ему: «Мы не об этом тебя спрашиваем». Тогда Посланник Аллаха сказал: «Тогда – Йусуф (Иосиф), пророк Аллаха, сын пророка Аллаха, сына пророка Аллаха, сына возлюбленного Аллаха». Они опять сказали: «Мы не об этом тебя спрашиваем». Он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил их: «Значит, вы спрашиваете меня о достоинствах арабов?» Они ответили: «Да». Тогда он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие из них во времена джахилийи (остались) лучшими и в исламе, если усвоили установления религии». Этот хадис привел имам ал-Бухари.

В другом хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше имущество, но смотрит Он на сердца ваши и на ваши дела»Этот хадис привел имам Ибн Маджа. Имам Ахмад передал от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах!), что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ему: «Смотри же! Поистине ничем ты не лучше ни красного, ни черного, кроме преимущества в богобоязненности (перед) Аллахом!». Этот хадис привел Имам Ахмад.

 Хабиб ибн Харраш аль-Асри сообщил, что он слышал, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульмане –братья, и нет преимущества одного перед другим, кроме как в богобоязненности». Этот хадис привел Имам Ат-Табарани.

В этом году в столице прошел V Республиканский форум имамов под названием «Имам – ізгі қоғам жаршысы». На форуме наряду с другими важными документами был рассмотрен и принят концептуальный документ «Роль духовного управления мусульман Казахстана в пропаганде духовных (религиозных и национальных) ценностей». Данный документ еще раз подчеркнул важную роль служителей Муфтията в призыве к духовным ценностям в обществе.

Наша религия повелевает к единению и сплоченности. В Коране Всевышний говорит: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Всевышний Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем». Сура аль-Имран, 103.

 В этих аятах Аллах призвал Своих верующих рабов быть признательными и благодарными за Его великие милости, бояться Его надлежащим образом, исправно подчиняться Ему и не ослушаться Его, поступая при этом искренне ради Него. Он велел людям исповедовать истинную религию и крепко держаться за вервь Аллаха, которую Он протянул к Своим рабам, сделав ее единственным путем, ведущим к Нему. Эта вервь — религия Аллаха и Его писание, и люди обязаны объединиться вокруг этой религии, не распадаться на группы и следовать этим путем до самой смерти. Всевышний Аллах напомнил мусульманам о том, в каком положении они находились до того, как Он оказал им эту великую милость. Они были разрозненны и враждовали друг с другом, но Аллах посредством Своей религии помог им объединиться, сплотил их сердца и сделал их братьями.

Необходимо помнить, что устойчивое развитие страны зависит от уровня стабильности в обществе. Каждый мусульманин должен осознанно понимать уровень ответственности возложенную на него Всевышним. Ведь служение и распространение религий Всевышнего – общая миссия верующих людей.  Пусть Всевышний убережет нас от всяких заблуждений и одарит нас своей Милостью.

Данияр КЕНЖАЛИН

 специалист отдела

 религиозной реабилитации ДУМК