В ЧЕМ СМЫСЛ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ?

Жертвоприношение (курбан) – в переводе с арабского означает «приближение». Значит, приблизиться к Творцу, совершая добрые дела. А в шариате этот термин означает обряд заклания животного в определенное время учитывая правила жертвоприношения, дабы тем самым приблизиться к Господу, и добиться Его довольство[1].

Всевышний Аллах говорит о смысле жертвоприношения:

لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّىٰ تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ 

«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите»[2].

Смысл данного аята заключается в том, что посредством пожертвования из самого ценного имущества, которое любо и дорого человеку, испытывается любовь ко Всевышнему. Ибрахим (мир ему) прошел это испытание. В целом, имущество данное человечеству подобно щиту, которое защищает от огня в последующей жизни, и является способом удостоиться довольства Аллаха.

Всевышний Аллах не нуждается ни в мясе, ни в крови жертвенного животного. Его достигает только искренние намерения, богобоязненность человека. Об этом говорится в Коране: 

لَنْ يَنَالَ اللَّهَ لُحُومُهَا وَلَا دِمَاؤُهَا وَلَٰكِنْ يَنَالُهُ التَّقْوَىٰ مِنْكُمْ 

«Ни мясо, ни кровь жертвенного животного не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность»[3].

Поистине, для Господа важна не форма поклонения, а смысл. Основное внимание уделяется человеческой преданности и благочестию.

Жертвоприношение — это форма поклонения, совершаемая в знак благодарности за бесчисленные блага, которые дарует нам Всевышний, и является искуплением за грехи, совершаемых в течение года. Мусульманин также раздает мясо своим детям, родственникам, соседям, беднякам. Таким образом устанавливаются единство, солидарность, сострадание, братство и мир в обществе. 

Отдел шариата и фетвы ДУМК

[1] Радду аль-мухтар, 9/452.

[2] Сура «Али Имран», 92-аят.

[3] Сура «Хадж», 37-аят.